Signed in as:
filler@godaddy.com
Signed in as:
filler@godaddy.com
Новейшие явления в мировой экономики изменили курс ее развития. Под влиянием глобальной рецессии (2008 г.) и принятых целей устойчивого развития капиталистические принципы были переосмыслены. В ближайшие годы на смену «чистому» рынку должна прийти социальная рыночная экономика. Благодаря этому должен быть обеспечен переход от предпринимательства, вовлеченного «борьбу всех против всех», характерного для высококонкурентной рыночной среды к социальному предпринимательству, вовлеченному в социальные проблемы территории, на которой оно расположено и вносящего добровольный вклад в их решение.
Смена модели ведения предпринимательской деятельности создает серьезный вызов для современных хозяйствующих субъектов: сами предприниматели должны принять новую философию ведения бизнеса, общество – сформировать новые потребительские предпочтения для стимулирования развития социального предпринимательства, а государство – наладить высокоэффективные «правила игры» в деловой среде с участием социальных предприятий. Несмотря на признание необходимости в развитии социального предпринимательства, его научная концепция не сформирована.
Во-первых, само понятие социального предпринимательства научно не определено: существует множество его авторских трактовок, противоречащих друг другу. Одна точка зрения на социальное предпринимательство предполагает его определение по критерию организационно-правовой формы и отнесение к нему субъектов некоммерческого предпринимательства. Другая точка зрения делает акцент на необходимость массового развития социального предпринимательства и предполагает его трактовку как предпринимательства, проявляющего корпоративную социальную ответственность.
Во-вторых, научно-методическое обеспечение для оценки и анализа социального предпринимательства не определено. Отсутствуют параметры для его изменения. В международной статистической отчетности отсутствуют данные по теме социального предпринимательства – в структуре бизнеса традиционно выделяется малое и среднее предпринимательство (МСП), а в последние годы также стало выделяться высокотехнологичное, цифровое и инновационное предпринимательство.
Отсутствие эмпирической базы не позволяет осуществлять мониторинг социального предпринимательства и потому препятствует оценке текущего уровня и тенденций его развития, а также осуществлять межтерриториальные и международные сравнения. Научное изучение социального предпринимательства также затруднено, так как ученые вынуждены опираться на собственные экспертные мнения (виртуальные оценки, то есть оторванные от реальности и опирающиеся на субъективные представления экспертов), а также разрозненные, фрагментарные и в большинстве случаев несопоставимые данные отдельных статистических источников, уделяя больше времени сбору доступной информации, чем ее обработке и анализу.
Остроту поставленной проблемы подчеркивает тот факт, что в настоящее время по всему миру активно предпринимаются попытки по преодолению дефицита эмпирических данных по теме социального предпринимательства. Приведем наиболее известные и наиболее успешные примеры. Charities Aid Foundation в 2016 г. подсчитала число некоммерческих предприятий в США в 2016 г. и выпустила доклад на тему “Gross domestic philanthropy: a n international analysis of GDP, tax and giving. Johns Hopkins Center for Civil Society Studies в своем докладе “The 2019 nonprofit employment report” подсчитал численность занятых (волонтеров) в некоммерческих организациях в США.
В поддержку реализуемых государственных инициатив по переходу науки в цифровой формат и приведение ее в соответствие четвертому технологическому укладу Институт научных коммуникаций разработал первый в мировой практике дата сет по социальному предпринимательству. В нем собраны статистические данные по теме социального предпринимательства и проведена его оценка с помощью специально разработанного индекса.
Мы надеемся, что наш дата сет позволит повысить научный интерес к теме социального предпринимательства, увеличить число проводимых исследований, их производительность и эффективность, сформировать эмпирическую базу для проведения автоматизированных НИОКР в области социального предпринимательства с применением технологий обработки Больших данных и искусственной аналитики.
В дата сете содержатся следующие индикаторы социального предпринимательства в мировой экономике (значения всех показателей чем больше, тем лучше):
1. Индикаторы социальной ответственности предпринимательства:
• Доля защищенной занятости. Индикатор рассчитывается Организацией Объединенных Наций ( UNDP ) в рамках «Доклада о человеческом развитии 2019. За рамками уровня доходов и средних показателей сегодняшнего дня: неравенство в человеческом развитии в XXI веке». Его оригинальное название «незащищенная занятость». В дата сете приводятся обратные значения – разность 100 и значений оригинального показателя. Индикатор в дата сете показывает, какой процент занятых трудоустроены официально с законной защитой их трудовых прав.
• Удержание кадров. Индикатор рассчитывается Всемирным экономическим форумом в раках оценки глобальной конкурентоспособности. Его оригинальное название “8.02 Hiring and firing practices ”. Он показывает, насколько ответственно подходят предприятия к управлению персоналом: насколько стремятся удержать работников и предотвратить утечку и сокращение кадров, проявляют г ибкость при отборе кадров и приеме на работу, а также индивидуальный подход к управлению кадрами;
• Обеспечение сокращенных работников. Индикатор рассчитывается Всемирным экономическим форумом в раках оценки глобальной конкурентоспособности. Его оригинальное название “8.01 Redundancy costs weeks of salary ”. Он показывает, насколько большие обязательства принимают на себя предприятия по материальному обеспечению сокращенных работников: насколько сложны организуемые мероприятия по заблаговременному предупреждению работников об их предстоящем сокращении, насколько велики выплаты выходного пособия, и как долго они предоставляются;
• Поощрение профсоюзов. Индикатор рассчитывается Всемирным экономическим форумом в раках оценки глобальной конкурентоспособности. Его оригинальное название “8.03 Cooperation in labour - employer relations ”. Он показывает, насколько лояльно предприятия относятся к деятельности профессиональных союзов работников, насколько активно поддерживают их деятельность и насколько ответственно выполняют их требования;
• Гибкость оплаты труда. Индикатор рассчитывается Всемирным экономическим форумом в раках оценки глобальной конкурентоспособности. Его оригинальное название “ 8.04 Flexibility of wage determination ”. Он показывает степень индивидуализации подхода к оплате труда работников и эффективность системы мотивации и стимулирования труда работников предприятий;
• Профессионализм менеджмента. Индикатор рассчитывается Всемирным экономическим форумом в раках оценки глобальной конкурентоспособности. Его оригинальное название “ 8.09 Reliance on professional management ”. Он показывает уровень квалификации и опыт (компетентность) менеджеров предприятий и соответственно их способность к созданию благоприятных условий и организации высокопроизводительной работы на предприятии, а также раскрытия трудового и творческого потенциала работников;
• Справедливость оплаты труда. Индикатор рассчитывается Всемирным экономическим форумом в раках оценки глобальной конкурентоспособности. Его оригинальное название “ 8.10 Pay and productivity ”. Он показывает, связь оплаты труда с производительностью, тем самым отражая, насколько справедлива система оплаты труда на предприятиях и в какой мере она стимулирует работников к проявлению высокой производительности;
• Гендерная нейтральность оплаты труда. Индикатор рассчитывается Всемирным экономическим форумом в раках оценки глобальной конкурентоспособности. Его оригинальное название “ 8.11 Ratio of wage and salaried female workers to male workers”. Он показывает, насколько велики гендерные барьеры на предприятиях, гендерные различия в построении карьеры и в оплате труда;
• Вовлечение заинтересованных сторон. Индикатор рассчитывается Всемирным экономическим форумом в раках оценки глобальной конкурентоспособности. Его оригинальное название “12.04 Multi - stakeholder collaboration ”. Он показывает, насколько активно вовлекаются заинтересованные стороны – работники, население территории, на которой расположено предприятие, кредиторы, инвесторы, контрагенты, представители гражданского общества и потребители – в деятельность предприятия и есть отражает степень у чета бизнесом мнений заинтересованных сторон.
2. Индикаторы некоммерческой деятельности предпринимательства:
• Число некоммерческих предприятий. Индикатор рассчитывается экспертно-аналитической организацией CSR H ub в рамках Обзор рейтингов КСО по регионам и странам;
• Доля некоммерческих предприятий. Индикатор был однократно рассчитан Gross Domestic Philanthropy в 2016 г. Его оригинальное название “Charitable donation”. Он показывает долю некоммерческих организаций в структуре предпринимательства в 20-ти выбранных его создателями странах мира в 2016 г.;
• Индекс раскрытия информации. Индикатор рассчитывается Всемирным банком. Его оригинальное название “ Business extent of disclosure index (0=less disclosure to 10=more disclosure)”. Он показывает степень открытости предпринимательства, информативность и достаточность корпоративной отчетности, степень раскрытия информации о деятельности предприятий в и официальной документации.
• Индекс благотворительности. Индикатор рассчитывается Charities Aid Foundation в рамках отчета “ CAF World giving index : ten years of giving trends ”. Его оригинальное название “ World giving index ”. Он показывает, насколько активно осуществляется благотвори тельная (некоммерческая, социальная) деятельности в социально-экономической системе, включая помощь нуждающимся незнакомым людям, пожертвования и волонтерство.
Преимущества датасета ИНК :
• Системность и достоверность: сбор и систематизация основных статистических данных в общем дата сете, а также их анализ с применением авторской методики расчета индекса социального предпринимательства , позволяющей определить степень социальности предпринимательства в экономике и проводить международные сравнения;
• Актуальность и репрезентативность: в дата сете содержатся новейшие данные (по итогам 2019 г.), которые формируют основу проведения эмпирических исследований в 2020 г.;
• Надежность и объективность: в дата сет объединена статистика авторитетных источников статистических и экспертно-аналитических данных по теме социального предпринимательства, а именно Gross Domestic Philanthropy , CSR Hub , Charities Aid Foundation , Всемирного экономического форума, Организации Объединенных Наций ( UNDP ) и Всемирного банка;
• Четкость структуры: чтобы сделать работу с дата сетом наиболее простой, быстрой и удобной для пользователей, в его структуре выделены тематические разделы;
• Наличие шаблонов: дата сет предлагает два шаблона данных: страны G 7 (развитые) и страны БРИКС (развивающиеся), страны СНГ, страны ЕАЭС, а также географические шаблоны регионов мира, благодаря чему возможен ускоренный отбор необходимых данных для экономических экспериментов, направленных на сравнение стран основных категорий, в режиме реального времени;
• Импорт данных: дата сет позволяет отобрать необходимую информацию и импортировать ее в Microsoft Excel для последующей аналитики;
• Интерактивность: дата сет позволяет сортировать и комбинировать различные данные, объединяя их в общий массив данных именно таким образом, как это необходимо каждому пользователю, а также позволяет формировать и визуализировать интерактивные профили стран мира по уровню развития социального предпринимательства;
• Ранжирование: на основе дата сета составлен рейтинг социального предпринимательства в странах мира в 2020 г.;
• Работа по принципу блокчейн: во-первых, сами данные логически структурированы по принципу блокчейн, во-вторых, дата сет позволяет делиться информацией, изменять и обрабатывать ее по запросам пользователей, при этом исходные данные остаются неизменны, что очень удобно и безопасно.
Датасет разработан доктором экономических наук, профессором, президентом ИНК Попковой Еленой Геннадьевной и доктором экономических наук, профессором Гарвардского университета (США) и Университета Мессины (Италия) Бруно Серджио Серджи (Bruno Sergio Sergi)
ДАТАСЕТ «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПУТЬ ОТ ВИРТУАЛЬНЫХ ОЦЕНОК К БОЛЬШИМ ДАННЫМ - 2020»
«В связи с отказом международных интернет-серверов а предоставлении услуг российским компаниям и переходом на новую интернет-платформу, а также пересчета данных по доступным для российских компаний источникам датасет находится в процессе обновления. Совсем скоро он будет доступен в новом обновлённом улучшенном формате»
Copyright © 2020 INK - All Rights Reserved.